Пророк Софония (Цфания — «Господь сокровенный»; греч. Σοφονίας, лат. Sophonias) - один из двенадцати «малых» библейских пророков; написал Книгу пророка Софонии.
Он пророчествовал во времена Иосии, правителя Иудейского царства (640–609 гг. до н. э.), но до реформы Иосии в 621 г. до н. э. и был современником Иеремии, с которым у него было много общего. Местом его деятельности был город Иерусалим, который он, по-видимому, хорошо знал.
Смело предсказывая уничтожение Иудеи за зло, совершенное ее жителями, пророк выступал против религиозного и морального разложения, когда, ввиду идолопоклонства, проникшего даже в святилище, он предупреждал, что Бог «уничтожит из этого места остаток Ваала и имя жрецов идолопоклонников» (Соф 1,4), и призывал вернуться к простоте отцов вместо роскошной иноземной одежды, которую носили, особенно в аристократических кругах ( Соф 1,8).
День памяти (вместе с другими малыми пророками) отмечается 3 декабря.
Пророк Иезекииль (Йехезкэль — «Бог укрепит») — согласно христианскому учению, один изчетырёх ветхозаветных «великих пророков». Жил в правление иудейского царя Иехонии. Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э.). История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем, «Книге пророка Иезекииля», и занимающей в христианском Ветхом Завете третье место в ряду книг великих пророков (после «Исаии», «Иеремии» и перед «Даниилом»). Ему принадлежит описание тетраморфа — четырёх образов над таинственной колесницей.
День памяти – 3 августа.
Родился в городе Сарир (Иудея) около 622 года до н. э. в семье священника Вузии. Его называют современником пророков Иеремии и Даниила.
В 25-летнем возрасте с первым караваном пленных в 597 году до н. э. Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь у него было видение, с которого началось его пророческое служение.
В это время Иезекиилю было около тридцати лет. Затем по вдохновению (по указанию Бога) он принимает на себя ряд испытаний. Бог временно делает его немым (Иез 3,26) и дает задание изобразить осаду Иерусалима для того, чтобы показать израильтянам свое недовольство их действиями. Так он 390 дней спит на левом боку (Иез 4,4) и еще 40 — на правом (Иез 4,6). Затем он ест лепешки, испечённые на коровьем навозе (Иез 4,15). Затем он обривает свою голову (Иез 5,1). Дом пророка в Тель-Авиве (в Месопотамии), как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди.
Около 571 года до н. э. пророк скончался. По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве. По другой версии он был побит камнями коленом Гада. Могила в Ираке в Эль-Кифль.